17 ноября 2011 г.

Дети и деньги


Отношение к карманным деньгам в разных семьях отличается кардинально: одни бездумно вытряхивают мелочь из кошелька, другие выдают определенную сумму на неделю. Кто-то спрашивает отчета о потраченных деньгах, а иные родители убеждены, что позволить самостоятельно распоряжаться карманными деньгами, значит, воспитывать самостоятельность и ответственность в ребенке.

Тем не менее, большинство родителей сходятся в одном: они начали выдавать ребенку карманные деньги, когда он начала ходить в школу. Детские психологи считают это оправданным: в возрасте 6-7 лет ребенок уже готов учиться обращаться с деньгами. Подчеркиваем: учиться, причем с нашей помощью.
Появляются ниоткуда и уходят в никуда
В первом классе мой сын немного завидовал однокласснику, у которого мама работала в ближайшем к школе супермаркете. Когда мы попытались разобраться в причинах, выяснилось, что он был уверен, что «маме Алекса» дети и взрослые каждую минуту платят деньги, а его маме — только раз в месяц. Так мы поняли, что просто не догадались объяснить ребенку, откуда в семье берутся деньги.
  • Объяснить раз или два строгим голосом, что «папа тяжело работает» или «мама, чтобы зарабатывать так, как сейчас, 15 лет училась в школе и в колледже», недостаточно.
Если есть возможность, ребенок должен увидеть не только результаты труда (деньги, крупные покупки), но и особенности работы хотя бы одного из родителей. Вовсе необязательно водить детей «на работу». Вы можете подобрать документальный или художественный фильм о своей профессии, или рассказать о ней, сопровождая свой рассказ фотографиями.
Итак, старайтесь как можно более доходчиво, но без морализаторства, объяснить ребенку: деньги в вашей семье не берутся «из ниоткуда». Тогда они не будут «уходить в никуда».
Ступенька к самостоятельности
Карманные деньги, умение ими распоряжаться — еще одна ступенька на пути к формированию самостоятельности и чувства ответственности. Поэтому лучший вариант из перечисленных в начале статьи — позволить ребенку самому распоряжаться выделенными ему деньгами. Желательно, чтобы это была определенная, так сказать, фиксированная сумма, размер которой родители определяют, исходя из повседневных потребностей ребенка.
Благодаря тому, что у него теперь есть «личные средства», ребенок постепенно учится:
Распределять свои траты, планировать «крупные» и «мелкие» покупки;
Ценить деньги, быть более бережливым;
Думать, прежде чем потратить относительно крупную сумму и выбирать оптимальный по соотношению цены и качества товар.
Конечно, все это — не за один день, и на пути к умению разумно распоряжаться деньгами вас ждут еще подводные камни, рифы и мели...
Поговорить, чтобы запретить
Еще одна тема для семейных бесед: внимательное отношение к деньгам. К сожалению, воровство в школах и кружках — омерзительное, но пока достаточно распространенное явление. Поэтому стоит деликатно, но твердо научить ребенка:
Не демонстрировать деньги посторонним;
Не хвастаться карманными деньгами перед одноклассниками;
Не носить с собой в школу или на тренировку все деньги, выданные на неделю;
Спорить или играть на деньги.
Последнее также строго запрещено школьными правилами, и за невыполнение данного правила ребенка стоит наказать самым серьезным образом.


«Кредит доверия» из шести пунктов
Психологи советуют придерживаться шести простых, но очень действенных правил, позволяющих последовательно выстроить «денежную политику» в отношении ребенка.
Вот они, эти правила:
1. Выдавайте карманные деньги регулярно, например, раз в неделю;
2. Сумма должна быть не слишком маленькой, но и не большой;
3. Желательно выдавать все время одну и ту же сумму;
4. Ни в коем случае нельзя использовать карманные деньги как средство манипуляции: нельзя ставить их в зависимость от поведения или оценок ребенка, от того, помогал ли он вам по дому или был ли наказан в школе;
5. Подчеркивайте возросшую ответственность ребенка: раз уж он дорос до того, что распоряжается собственными деньгами, значит, готов отвечать за свои поступки;
6. Карманные деньги не должны быть платой за хорошие оценки или присмотр за младшими детьми. Наши дети — очень смекалистые и, если можно выразиться, «коммерчески подкованные». В противном случае они быстро превратят наши с ними отношения в прибыльный бизнес, отказавшись делать что-либо бесплатно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий