1 ноября 2011 г.

Ребёнок и телевизор


Довольно распространенная ситуация: мама занята своими делами, ребенок безотрывно смотрит в телевизор. Всем хорошо, никто ни кому не мешает. Медики натерли мозоль на языке, взывая к родителям, но, как говорится, воз и ныне там. Да и то сказать, чем еще маме отвлечь малыша, чтобы заняться собой или хозяйственными делами? Выход видится только один — голубой экран. Насколько же безобиден тандем ребенок и телевизор? Нужно ли запрещать детям просмотр телепередач или все-таки иногда можно? Каково влияние телевизора на ребенка? Разобраться в этих вопросах вам поможет моя статья.

Дети и телевизор


Полугодовалый малыш, не сводящий глаз с экрана, где передают очередной выпуск новостей, вызывает умиление. Как сосредоточенно он смотрит и хмурит бровки. Неужели он что-то понимает? Ученые утверждают: абсолютно ничего. Малышей привлекает череда сменяющихся картинок, сопровождающихся звуками.

Трехлетний ребенок, переживающий за героев мультфильма, реагирует на происходящее более адекватно: он понимает что происходит на экране…. Однако это не значит, что он способен отделять сюжет сказки от реальности.


К 7–8 годам просмотр телевизора становится более осознанным, ребенок способен понять, что реально, а что нет. И только годам к 11, будучи школьником, он способен делать какие-то выводы, соотносить действия персонажей с настоящей жизнью, то есть, проще говоря, различать хорошее и плохое, делать выводы, анализировать ситуацию.

Так, может, дети и телевизор вовсе не проблема? Проблема, и еще какая, утверждают ученые.




Влияние телевизора на ребенка


Во-первых, следует понимать, что если ребенку позволить смотреть телевизор с раннего детства, не ограничивая во времени, он будет проводить у экрана целый день. И тогда вряд ли он научится отличать реальность от телевизионных сюжетов даже к 10 годам.

Психика ребенка неустойчива и податлива, а передачи более чем на 50% наполнены насилием и агрессией. Даже безобидная на первый взгляд реклама, способна чрезвычайно возбудить малыша, после чего ему придется долго успокаиваться. Ведь во время рекламы кадры сменяют друг друга с большой скоростью, все построено на динамике, ярких цветах и громких звуках. От таких эффектов ребенок впадает в состояние похожее на транс.

Ребенок, который проводит у «зомбоящика» большую часть дня, сидит практически неподвижно, часто в неудобной позе. Как следствие, у него совершенно не развиваются мышцы, заторможено развитие костной системы, об различных ущемлениях и искривлении позвоночника даже упоминать излишне.

Какое-либо вредоносное излучение от телевизора кажется малореальным, а вот влияние на зрение вполне изучено. 
Зрительный аппарат ребенка несовершенен и довольно быстро развивается. Когда малыш смотрит на реальный предмет, в действие приводятся определенные глазные мышцы, которые позволяют ему, образно говоря, ощупать предмет.

С телевизионной картинкой все иначе. Предметы на экране движутся, глаза ребенка – нет. У него нет необходимости напрягать нужные мышцы, зато изрядно перенапрягаются другие. Отсюда неправильное развитие органов зрения, которое в дальнейшем может привести к близорукости, другим расстройствам зрения.

Действие любого фильма происходит в сжатом времени. Если по сюжету прошел год, то на экране это может занять несколько минут. Если герой бежит по дороге, то он достигнет ее конца через несколько секунд. Нам, взрослым, понятно, зачем это сделано, ведь никому не будет интересно наблюдать за ненужными деталями в реальном времени.

Ребенок же не обладает таким чувством времени, как взрослый, и как следствие, от частых просмотров способен вообще утратить чувство времени. По исследованиям ученых, субъективная минута у детей, проводящих много времени за просмотром телевизора, длится намного дольше, чем реальная.

Развитие речи, способность к общению — необходимые навыки для любого человека. Все они закладываются в детстве. Ребенку легче воспринимать и запоминать то, что он увидел, чем то, что услышал. На экране телевизора преобладают визуальные образы и частот все понятно даже без голоса за кадром. Понятно, что книге не сравниться с таким эффектом.

А потом родители удивляются, почему их чадо не хочет читать, не запоминает рассказ учителя на уроке, не общается со сверстниками. Да ему просто неинтересно, он не привык создавать собственные образы и анализировать ситуацию. Да и речь у него, скорее всего, плохо развита, ведь безотрывно глядя в телевизор, речевой аппарат не натренируешь.

Так же трудно ему принимать решения, делать выбор. Человек должен обладать этими навыками, чтобы успешно развиваться, и даже просто выжить. И здесь вредное влияние телевизора на ребенка очевидно. Ребенок, «воспитанный» телевизором, этого делать не умеет. У него просто нет необходимости тренироваться, ведь в кинофильмах все идет по предусмотренному сценарию, все решено заранее.

А если фильмов и сюжет пересмотрено достаточно много, значит, у ребенка есть на вооружении множество моделей поведения на все случаи жизни…. Правда, выбранные и осмысленные не им.

Еще одна неотъемлемая составляющая жизни человека — питание. Люди должны есть, чтобы жить, пища должна усваиваться, чтобы человек был здоров и получал энергию. Ребенок у телевизора сильно рискует заработать серьезное расстройство пищеварения.

Во время простора метаболизм существенно замедляется, однако возбуждаются участки головного мозга, отвечающего за чувство голода. Вот почему, усаживаясь перед телевизором, даже взрослый стремиться ухватить бутерброд или еще что-нибудь, чем он может полакомиться во время передачи. Вот откуда чипсы и попкорн в кинотеатрах. И вот откуда образ необъятного толстяка, окруженного коробками из-под пиццы, не сводящего глаз с экрана все того же телевизора.

И даже если ребенок что-то съест во время мультиков, это не принесет чувства сытости: мозг занят другим, а именно, восприятием картинок, и ему некогда отвлекаться на то, чтобы передать сигнал о насыщении. Поэтому еда может затянуться надолго. Пищеварение между тем замедлено, так как тело находится в состояние полного покоя, поэтому у пищи практически нет шансов быть полностью переваренной и хорошо усвоенной.

Прочитав все это можно подумать, что дети и телевизор – понятия не совместимые и лучше вообще выкинуть его на помойку или не покупать вовсе. Однако все не так однозначно.

Эти примеры влияния телевизора на ребенка описаны для тех случаев, когда ребенок и телевизор – неразлучная парочка, находящаяся друг напротив друга большую часть дня на протяжении многих лет. Однако если подойти к вопросу разумно, телевизор может оказаться не таким уж и злом современной цивилизации.

Можно ли детям смотреть телевизор


Медики и психологи утверждают, что все-таки можно. Но при этом нужно соблюдать ряд условий, если вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы он вырос здоровым и нормальным во всех смыслах человеком.

Во-первых, конечно, стоит ограничить время просмотра (на этом подробнее остановимся позже). Во-вторых, нужно с умом выбирать передачи. Логично исключить из «меню» фильмы ужасов, взрослые фильмы и передачи, а детям до 7 лет не рекомендуется смотреть даже новости.

Мультфильмы и кинофильмы нужно выбирать хорошего качества с умным, обучающим сюжетом. Поэтому лучше предварительно просмотреть или расспросить о фильме тех, кто знаком с сюжетом.

Психологи даже склонны рекомендовать семейный просмотр фильмов, предназначенных скорее для взрослой аудитории (разумеется, с вашими комментариями в нужных местах), чем кассеты с мультиками, не имеющими особого смысла и обучающего значения, замечательными только богатой цветовой палитрой и совершенной графикой.

Можно ли детям смотреть телевизор, когда показывают обучающие телепередачи ? Не только можно, но и нужно, и лучше всей семьей. Здесь важны рассуждения и анализ во время просмотра, хорошо бы спросить, что понимает ребенок, что-то объяснить, выслушать его точку зрения.

Если вы совместно смотрите какую-то передачу, смысл которой неоднозначен, требуются ваши комментарии. Возьмем простой пример с рекламой. Ребенок должен понимать, что не все, что утверждают «в телевизоре» так и есть на самом деле. Не обязательно объяснять специально, можно просто вслух прокомментировать, высказать свое отношение, чтобы ребенок понял: если вещь показывают в рекламе, это вовсе не значит, что она самая лучшая, а все остальное «отстой».

Отсюда возникает следующий вопрос: можно ли детям смотреть телевизор одним? Ученые говорят, что просмотр детских мультфильмов без присутствия у телевизора взрослого вполне допустим лет с 3–4-х.

Сколько детям смотреть телевизор


Медики не советуют приобщать малышей к телевизору до 2-х, а то и до 3-х лет. Дошкольникам от 3-х до 6-ти лет можно проводить у экрана порядка 20-ти минут в день. Школьникам младших классов (от 6-ти до 11-ти) не повредит 40-минутное пребывание у телевизора. Подросткам до 14 лет можно смотреть телевизор не более часа в день. Молодым людям до 18 лет лучше ограничиться 2-мя часами.

Конечно, решение проблемы ребенок и телевизор ложиться на плечи родителей, и именно им делать выбор разрешать или нет, сколько детям смотреть телевизор. Однако при этом стоит все же учитывать, что, по мнению ученых, время, которое дети проводят у телевизора, растет с каждым годом, и вместе с этим показателем растет количество случаев расстройства здоровья и психики у детей, неадекватных реакций и агрессии у подростков.

Поэтому логично постараться заполнить мир вашего малыша другими интересами, уделять ему достаточно внимания и любви, помогать ему развиваться, общаясь с живыми людьми, а не с нарисованными персонажами.



2 комментария:

  1. Насколько я знаю, в Англии даже существуют узаконенные ограничения доступа детей к интернету, телевизору...на мой взгляд ребёнку можно смотреть телевизор час в день,максимум 2, дабы не испортить ему зрение!

    ОтветитьУдалить
  2. Я согласна с Людой....А вот какие сейчас ужасные мультфильмы делают для детей...ужас....Роботы-убийцы,мутанты...один кошмар...Какие лучше ребёнку смотреть мультики? Ирина Александровна,ждём от Вас статьи на эту тему...Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить