24 ноября 2011 г.

Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков.


Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и для рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточки для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребёнка к следующим гигиеническим навыкам:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;
- мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после приёма пищи (с 2 лет);
- пользоваться зубной щёткой (с 2 лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с 2,5 лет);
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с 1,5-2 лет);
- ухаживать за ногтями с помощью щёточки (с 2,5 лет);
- не брать грязными руками пищу (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
- мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребёнком следует проводить аккуратно, с осторожностью, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И никогда, даже тогда, когда ваш малыш научиться выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.
Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты. 


Для проведения гигиенических процедур с ребёнком создайте все необходимые условия:
- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребёнка;
- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребёнок мог за неё держаться обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
- положите коврик (решетку) в ванной, предотвращающий скольжение.
Предметы, которыми ребёнок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребёнка; полотенце и петелька на нём должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щётки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а её размер должен соответствовать руке малыша.
         Предметы личной гигиены ребёнка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Годовалый ребёнок способен находить своё полотенце, которое всегда висит в определённом месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребёнка к активности, самостоятельным действиям.

                                        
                                                Учим умываться.

- Завернуть рукава одежды ребёнка.
- Проверить температуру воды.
- Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да моей внучки (дочки)!» и т.п.
- Смыть мыло под струёй воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
- Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.
- Ещё раз обмыть руки ребёнка водой.
- Закрыть воду.
- Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
- Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!».
При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребёнка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Тёплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, сколькое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).
Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребёнка к посильной самостоятельности.
Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цыпки»), трещинки и т.п.

  

                                 Учим пользоваться полотенцем.

Предложить ребёнку:
- Снять полотенце с крючка.
- Положить под него одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая каждой части лица.
- Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним.
- Поменять руки местами.
Все действия следует сопровождать оживлённым разговором с малышом. А в конце показать руки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь наши ручки?». Ответить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
При чтении потешки побуждать малыша поочерёдно показывать каждый пальчик.
Если взрослый наберётся терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вытирать руки.


Учим пользоваться носовым платком.

- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
- Обращать внимание на чистоту носового платка.


Учим пользоваться расческой.

- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык её использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять её по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.).
- Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам!»).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.


Учим пользоваться зеркалом.

- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т.д.).
- Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
- Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.



Воспитание навыка опрятности.

Научить ребёнка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчестве к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является «критическим»  периодом, отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев – 1год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.
С ранних лет должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае на основе врожденного (оборонительного) рефлекса у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранения причин, приводящим к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребёнка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать «сигналы» своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для неё, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должностного результата, и её можно поздравить с большим достижением ребенка.
На втором году жизни «методика» ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о «переучивании». Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остаётся сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой, исходя из собственных ощущений. Теперь придётся «поработать» вам обоим. Ведь не оставите же вы ребёнка в памперсах до школы?!
Вам поможет то, что ребёнок после 1 года 3 месяцев – 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он ещё не умеет сам выразить свои ощущения, впечатления, желания словом, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его «успехам» в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное, после 1 года 6 месяцев совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен себя «удерживать» какое-то время от немедленного результата, а следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется ещё много времени, чтобы навык опрятности перешёл в привычку.
Что нужно знать родителям о памперсах
-Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
-Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или особых обстоятельствах, таких как болезнь ребенка, длительный переезд и т.п.).
-Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его «пограничного» нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
-На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
-Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас «на крючке», а вы держите их «в узде». Обходитесь без них дома, но если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы «на всякий случай».
-Отучать ребёнка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоёмким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, так как малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.
-Учёные считают, что постоянное использование памперсов недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии «парникового эффекта», что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.


Учим пользоваться горшком

-Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
-Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
-Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребенок должен ощутить разницу.
-Проследите, чтобы ребенок «не проваливался» в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
-Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подаёт вам «сигналов».
-Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребёнка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация – начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать её сам! Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его! И ребенок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.
-Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
-Не следует держать малыша на горшке более 5 минут.
Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он ещё слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

















Литература: журнал «Дошкольное воспитание», №5 2004 год.























Комментариев нет:

Отправить комментарий