2 декабря 2011 г.

Развить логическое мышление ребенку

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходит ся повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? От быстроты мышления, способности рассуждать логически, ре шать задачи в разных об ластях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, та кие задатки определяются генети чески. Ученые полагают, что на до лю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребен ка. Но это не значит, что их нель зя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку?
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

Какому родителю не хочется облегчить ребенку школьную жизнь. Так что же мы можем сде­лать для юных гениев? В первую очередь научить их пользоваться резервами собственной памяти.
Природа наградила людей ве­личайшим даром – способностью запоминать. Существует четыре вида памяти:
✓ наглядно-образная (способст­вует запоминанию лиц, цветов, форм, зрительных образов);
✓ словесно-логическая (помогает усвоить и закрепить услышан­ную информацию);
✓ моторная (память движений);
✓ эмоциональная (позволяет за­печатлеть чувства, переживания и связанные с ними события).
Для достижения наилучшего результата при усвоении нового материала школьникам было бы неплохо уметь пользоваться всеми четырьмя видами памяти одновре­менно. Но как этого добиться?
Механическая память – самая ненадежная штука. Если не вы­строить в голове логические свя­зи, можно повторить одно и то же десятки раз, но уже на следующий день от выученного не останется и следа. Чтобы запомнить любую информацию, необходимо найти смысл, вычленить главное. Подростки уже обладают приличным запасом знаний и опытом, поэто­му им не составит труда провести параллели с уже сохраненны­ми в голове образами, событиями, фактами и поискать ассоциации. Также посоветуйте ребенку при­слушаться к своим чувствам. Спросите его: «Что ты испытыва­ешь, когда слышишь об этом?» Хо­тя бы одна ассоциация из целого спектра эмоций обязательно при­лет на помощь. На следующий день, через неделю ребенку будет гораздо проще вспомнить ту или иную информацию.
Чтобы «оживить» образы, по­лезно их нарисовать. Чем необычнее получится иллюстрация, тем крепче объект осядет в памяти. Вспомните первые азбуки, по ко­торым малыши знакомились с ал­фавитом. Во многих из них буквы изображены в виде животных и предметов. Это позволяет выстро­ить ассоциации и благодаря им быстрее запомнить букву. Таким же приемом можно пользоваться и старшим ребятам. Например, к каждому четверостишию или па­раграфу учебника в блокноте предложите сделать небольшую пометку, смешной рисунок. Такая подсказка может оказаться весьма полезной.
Не так уж сложно научиться за­поминать и даты. Для этого важ­ные, но упрямые числа нужно ло­гически связать с цифрами, кото­рые «окружают» нас в повседнев­ной жизни: номер дома, квартиры, дата рождения близких, этаж, те­лефон и так далее. Любая нестан­дартная форма преподнесения материала запоминается легче, чем сухие факты. Например, практи­чески все мы вынесли из детства фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и до сих пор ориентируемся по ней, припоми­ная цвета радуги. А когда речь за­ходит о падежах, все сразу автома­тически вспоминают стишок, рас­сказанный учительницей русского языка: «Иван родил девчонку, ве­лел тащить пеленку», где Иван – именительный падеж и т.д.
Еще одна важная деталь. Когда вы просите школьника запомнить что-либо, постарайтесь создать для него правильную мотивацию, на­пример: таблица умножения будет нужна тебе каждый день, ведь так обидно, когда тебя обсчитывают в магазине. Или: любой девушке по­нравится молодой человек, знаю­щий наизусть сонеты Шекспира. Придумайте версию, которая про­изведет впечатление на ребенка, заинтересует его.

МИР У ВАШИХ НОГ

Чтобы помочь ребенку мобилизо­вать логическое мышление, взрослым не­обходимо позаботиться о его все­стороннем развитии. Оказывается, гонять в футбол тоже важно! Физи­ческое развитие напрямую связано с умственными способностями. Важную роль играет и питание. Не­достаток витаминов и микроэле­ментов снижает коэффициент ин­теллекта! Спокойная обстановка в семье, доброжелательный климат в школе улучшают состояние нерв­ной системы и повышают способ­ность ребенка к восприятию ново­го. Создать для своего чада благо­датную познавательную среду не так уж сложно. Кроме школьной программы, существует масса ин­тересных и полезных для интел­лектуального развития занятий. Дайте подростку хорошую книгу, пригласите его в театр, предложи­те вместе съездить на экскурсию по Золотому кольцу попросите его помочь советом в трудной ситуа­ции. Предназначение родителей – раскрыть в человеке Личность!

РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ

Существует невообразимое количество игр, способных развивать логическое мышление ребенку. Недавно моей дочке на день рождения подарили гигантскую семейную викторину, играть в которую можно в любом возрасте – от 6 до 99 лет. Играли всей семьей несколько дней подряд и были в полном восторге! Каждый вынес для себя что-то новенькое. Можно придумать массу игр, и не используя дополнительного оборудования. Прекрасно развивает память простейшая игра «копилка». Чем боль­ше участвует человек, тем интереснее играть. Первый игрок называ­ет любое слово, его сосед добавляет свое, и так по кругу. Например: я положил в копилку монету. А я положил в копилку монету и дом. А я положил в копилку монету, дом и вилку. Выбывает тот, кто собьется первым. Победитель получает приз! Всем известна люби­мая многими поколениями игра в города. Помимо очевидной пользы для развития памяти и эрудиции она еще и помогает прекрасно провести время. Небесполезно для развития и такое увлекательное занятие, как разгадывание головоломок и интеллектуальных тестов.

РАЗВИТО ЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что хотите посмотреть, как он запоминает слова: «Я буду говорить, а ты к каждому слову быст­ро делай рисунок». Главное, чтобы он напоминал слово. Для запоминания предлагаются 10-12 слов и словосоче­таний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, каприз­ный ребенок, хорошая погода, силь­ный человек, наказание, интересная сказка. Каждое следующее слово произносите, когда рисунок первого готов. Объясните, что нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроиз­водящая предмет. После выполнения заданий рисунки заберите. Через час-полтора, показывая каждый из рисун­ков, спросите, для какого он слова. Если ребенок вспомнил неверно, задайте вопросы. Не понимающий смысла теста в самом процессе рисо­вания забывает заданное слово. При этом рисунки бывают крупными и под­робными. Способность к использова­нию психологических средств у таких детей развита недостаточно. В шести­летнем возрасте иногда ребенок рису­ет и помнит слово, но позднее воспро­извести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в шко­лу осталось не менее полугода. Ис­пользуйте задания для развития спо­собностей будущего школьника. Если же до учебы остается всего один-два месяца, у него могут быть трудности с запоминанием материала. Ребенок должен отличать слово от предмета, его обозначающего. Предложите ему ответить на вопрос: «Какое слово длиннее: карандаш - каран­дашик, червячок - змея, усики -усы, кот - котенок?» Перед за­данием непременно объяс­ните, что слово-это не вещь. Его можно напи­сать, но не съесть, не пе­редвинуть, не потрогать. Если малыш не различает слово и предмет, то выби­рать он будет по зритель­ным представлениям (змея длиннее червячка). Нормально развитый ребенок обычно дает пра­вильный ответ. Он может объяснить, что в слове «больше букв».

Комментариев нет:

Отправить комментарий