Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходит ся повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? От быстроты мышления, способности рассуждать логически, ре шать задачи в разных об ластях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, та кие задатки определяются генети чески. Ученые полагают, что на до лю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребен ка. Но это не значит, что их нель зя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку?
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
МИР У ВАШИХ НОГ
РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ
РАЗВИТО ЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
Какому родителю не хочется облегчить ребенку школьную жизнь. Так что же мы можем сделать для юных гениев? В первую очередь научить их пользоваться резервами собственной памяти.
Природа наградила людей величайшим даром – способностью запоминать. Существует четыре вида памяти:
✓ наглядно-образная (способствует запоминанию лиц, цветов, форм, зрительных образов);
✓ словесно-логическая (помогает усвоить и закрепить услышанную информацию);
✓ моторная (память движений);
✓ эмоциональная (позволяет запечатлеть чувства, переживания и связанные с ними события).
Для достижения наилучшего результата при усвоении нового материала школьникам было бы неплохо уметь пользоваться всеми четырьмя видами памяти одновременно. Но как этого добиться?
Механическая память – самая ненадежная штука. Если не выстроить в голове логические связи, можно повторить одно и то же десятки раз, но уже на следующий день от выученного не останется и следа. Чтобы запомнить любую информацию, необходимо найти смысл, вычленить главное. Подростки уже обладают приличным запасом знаний и опытом, поэтому им не составит труда провести параллели с уже сохраненными в голове образами, событиями, фактами и поискать ассоциации. Также посоветуйте ребенку прислушаться к своим чувствам. Спросите его: «Что ты испытываешь, когда слышишь об этом?» Хотя бы одна ассоциация из целого спектра эмоций обязательно прилет на помощь. На следующий день, через неделю ребенку будет гораздо проще вспомнить ту или иную информацию.
Чтобы «оживить» образы, полезно их нарисовать. Чем необычнее получится иллюстрация, тем крепче объект осядет в памяти. Вспомните первые азбуки, по которым малыши знакомились с алфавитом. Во многих из них буквы изображены в виде животных и предметов. Это позволяет выстроить ассоциации и благодаря им быстрее запомнить букву. Таким же приемом можно пользоваться и старшим ребятам. Например, к каждому четверостишию или параграфу учебника в блокноте предложите сделать небольшую пометку, смешной рисунок. Такая подсказка может оказаться весьма полезной.
Не так уж сложно научиться запоминать и даты. Для этого важные, но упрямые числа нужно логически связать с цифрами, которые «окружают» нас в повседневной жизни: номер дома, квартиры, дата рождения близких, этаж, телефон и так далее. Любая нестандартная форма преподнесения материала запоминается легче, чем сухие факты. Например, практически все мы вынесли из детства фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и до сих пор ориентируемся по ней, припоминая цвета радуги. А когда речь заходит о падежах, все сразу автоматически вспоминают стишок, рассказанный учительницей русского языка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку», где Иван – именительный падеж и т.д.
Еще одна важная деталь. Когда вы просите школьника запомнить что-либо, постарайтесь создать для него правильную мотивацию, например: таблица умножения будет нужна тебе каждый день, ведь так обидно, когда тебя обсчитывают в магазине. Или: любой девушке понравится молодой человек, знающий наизусть сонеты Шекспира. Придумайте версию, которая произведет впечатление на ребенка, заинтересует его.
Чтобы помочь ребенку мобилизовать логическое мышление, взрослым необходимо позаботиться о его всестороннем развитии. Оказывается, гонять в футбол тоже важно! Физическое развитие напрямую связано с умственными способностями. Важную роль играет и питание. Недостаток витаминов и микроэлементов снижает коэффициент интеллекта! Спокойная обстановка в семье, доброжелательный климат в школе улучшают состояние нервной системы и повышают способность ребенка к восприятию нового. Создать для своего чада благодатную познавательную среду не так уж сложно. Кроме школьной программы, существует масса интересных и полезных для интеллектуального развития занятий. Дайте подростку хорошую книгу, пригласите его в театр, предложите вместе съездить на экскурсию по Золотому кольцу попросите его помочь советом в трудной ситуации. Предназначение родителей – раскрыть в человеке Личность!
Существует невообразимое количество игр, способных развивать логическое мышление ребенку. Недавно моей дочке на день рождения подарили гигантскую семейную викторину, играть в которую можно в любом возрасте – от 6 до 99 лет. Играли всей семьей несколько дней подряд и были в полном восторге! Каждый вынес для себя что-то новенькое. Можно придумать массу игр, и не используя дополнительного оборудования. Прекрасно развивает память простейшая игра «копилка». Чем больше участвует человек, тем интереснее играть. Первый игрок называет любое слово, его сосед добавляет свое, и так по кругу. Например: я положил в копилку монету. А я положил в копилку монету и дом. А я положил в копилку монету, дом и вилку. Выбывает тот, кто собьется первым. Победитель получает приз! Всем известна любимая многими поколениями игра в города. Помимо очевидной пользы для развития памяти и эрудиции она еще и помогает прекрасно провести время. Небесполезно для развития и такое увлекательное занятие, как разгадывание головоломок и интеллектуальных тестов.
Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что хотите посмотреть, как он запоминает слова: «Я буду говорить, а ты к каждому слову быстро делай рисунок». Главное, чтобы он напоминал слово. Для запоминания предлагаются 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Каждое следующее слово произносите, когда рисунок первого готов. Объясните, что нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет. После выполнения заданий рисунки заберите. Через час-полтора, показывая каждый из рисунков, спросите, для какого он слова. Если ребенок вспомнил неверно, задайте вопросы. Не понимающий смысла теста в самом процессе рисования забывает заданное слово. При этом рисунки бывают крупными и подробными. Способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно. В шестилетнем возрасте иногда ребенок рисует и помнит слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода. Используйте задания для развития способностей будущего школьника. Если же до учебы остается всего один-два месяца, у него могут быть трудности с запоминанием материала. Ребенок должен отличать слово от предмета, его обозначающего. Предложите ему ответить на вопрос: «Какое слово длиннее: карандаш - карандашик, червячок - змея, усики -усы, кот - котенок?» Перед заданием непременно объясните, что слово-это не вещь. Его можно написать, но не съесть, не передвинуть, не потрогать. Если малыш не различает слово и предмет, то выбирать он будет по зрительным представлениям (змея длиннее червячка). Нормально развитый ребенок обычно дает правильный ответ. Он может объяснить, что в слове «больше букв».
Комментариев нет:
Отправить комментарий