15 декабря 2011 г.

Грамотная речь: упражнения


В дошкольном детстве ребенок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6—7 годам его речь развита уже хорошо.

Дефекты произношения нескольких групп звуков (шипящих и свистящих, например) встречаются, но редко. Однако бывают случаи, когда дети неправильно произносят отдельные звуки: рл, ш, ж.Это обусловлено недостаточной подвижностью мышц артикуляционного аппарата, особенностями его строения (неправильное строение зубов, широкий, малоподвижный язык, короткая подъязычная уздечка и др.), а также неправильным произношением звуков окружающими. В этих случаях, не надеясь, что неправильное произношение устранится само по себе, следует обратиться к специалисту-логопеду.
Но и в том случае, если в речи ребенка нет нарушений произнесения звуков и слов, звуковой культуре речи вы по-прежнему будете уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.
Богатейший материал дадут вам произведения так называемых малых форм фольклора: потешки, скороговорки, пословицы, поговорки.
Сначала взрослый четко и выразительно произносит скороговорку (например: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят»), ребенок ее повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко – тише – шепотом или шепотом – громче – громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро – умеренно – замедленно (и наоборот).
Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.
Взрослый предлагает ребенку ответить на его вопросы, но так чтобы голосом выделить нужное слово.
- Ты куда завтра идешь?
- Я завтра иду в кино.
- Ты когда идешь в кино?
- Я завтра иду в кино.
Кто идет завтра в кино?
Я завтра иду в кино.
Это задание дети выполняют, опираясь на личный опыт. Ведь в жизни детей очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения заставляют ребенка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихотворений.
Дети старшего дошкольного возраста могут уже не подражать интонациям взрослого – они сознательно выражают свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.
Взрослый должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чему учится. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространенные в этом возрасте. В родительном падеже множественного числа вместо нулевых окончаний (сапог, девочек, березок и т. п.) и окончаний -ей (людей, карандашей, ежей) дети нередко употребляют окончания -ев, -ов.
Как добиваться грамматической правильности речи? Особенно полезны упражнения, в которых ребенок не механически повторяет за взрослым правильную форму слова, а сам осознает ее правильность, необходимость или, напротив, неправильность той формы, которую он употреблял. Например, показывается картинка с изображением одного лисенка (медвежонка, щенка или других детенышей животных). Ребенок говорит лисенок. На следующей картинке – два лисенка (лисята), затем четыре лисенка. Про последнюю картинку можно сказать много лисят.
Путем упражнений дети усваивают, что нужно говорить лисята, медвежата, цыплята и нельзя говорить лисенки и лисенков, медвежонки и медвежонков, цыпленки и цыплен-ков и лишь при изменении слова щенки можно употреблять и то и другое окончание, т. е. щенков и щенят.
Такие упражнения хорошо проводить играя. Используются имена существительные, которые в родительном и винительном падежах множественного числа имеют все типы окончаний (-ов, -ев, -ей,нулевое окончание).
Взрослый называет животное, ребенок – детеныша; взрослый – множественное число названия детенышей животного и названия животного, ребенок прибавляет слово много (тем самым ставя существительное в винительном падеже Игра проводится сначала в умеренном темпе, затем темп убыстряется.
Выглядит это так. Лев – львенок, львы – много львов, львята – много львят. Заяц – зайчонок, зайчата – много зайчат, зайцы – много зайцев. Еж – ежонок, ежи – много ежей, ежата – много ежат. Собака – щенок, собаки—, много собак, щенки (щенята) много щенков (щенят).
Подобные игры можно проводить и с другими существительными (названия овощей, фруктов, ягод).
Кладут различные фрукты и ягоды по нескольку штук или их изображения (названия должны быть ребенку хорошо знакомы). Сначала ребенок называет все фрукты: «Два яблока, две груши, три сливы, пять вишен, три черешни». Затем закрывает глаза, а взрослый убирает по очереди какие-нибудь фрукты и спрашивает, что изменилось, чего не стало. Ребенок отвечает: «Не стало яблок (груш, слив, вишен, черешен)». А если на столе лежали овощи, то ребенок отвечает, что не стало огурцов, помидоров, лука, свеклы...
Следует обратить внимание на правильное употребление таких форм множественного числа, как апельсинов (в разговорной речи бытует форма апельсин), помидоров (помидор).
Распространенной ошибкой у дошкольников является и неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Вопросы взрослого вызывают ответ с называнием предмета. «Это что?» – «Ведро». – «Какое оно?» – «Голубое». – «А это что?» – «Вёдра». – «Какие?» – «Голубые». – «На картинке много чего?» – «Голубых вёдер».
Так же проводятся и другие упражнения: белое облако – белые облака – белых облаков; красное яблоко – красные яблоки – красных яблок. Для сравнения детям предлагаются имена существительные мужского и женского рода: белая лента – белые ленты – много белых лент; красный помидор – красные помидоры – много красных помидоров.
Для упражнений в правильном употреблении глаголов подберите такие слова, в которых дети чаще всего делают ошибки (хотеть; класть – положить; одеть – надеть). В употреблении глаголоводеть – надеть нередко делают ошибки и взрослые, поэтому только специальные упражнения помогут детям запомнить правильные формы.
Это легко удается при рассматривании картинок, которые изображают противоположное значение названных глаголов: «Мама одевает малыша» – «Мама раздевает малыша»; «Девочка надевает шубу» – «Девочка снимает шубу».
Важно отметить, что эти формы могут сближаться, сталкиваться в детской речи при игре (дети одевают и раздевают куклу). В обыденном речевом общении детей (и взрослых) употребление этих слов раздельно во времени, что затрудняет их разграничение. Дети собираются на прогулку. Взрослый говорит: «Надень шапку». Приходя с прогулки, ребенок слышит «Сними шапку...» Таким образом, эти формы выступают перед ним как изолированные. Когда мы показываем ребенку картинки, мы «сталкиваем» разные формы и даем ребенку возможность их сопоставить и осознать.

1 комментарий: