15 октября 2011 г.

Нервно-психическое развитие ребёнка

Нормальный, безупречно здоровый и во всех отношениях полноценный ребенок - эйтрофик, находясь в правильных условиях ухода, воспитания и других факторов окружающей среды, должен, наряду с правильным физическим развитием, обнаруживать также соответствующее его возрасту развитие моторики и психики.
Нервно-психическое развитие ребенка еще в большей степени, чем развитие физическое, зависит от воздействий окружающей среды. Поэтому, обнаруживая у ребенка несоответствующее его возрасту развитие моторики и психики, всегда необходимо выяснить, зависит ли это от неполноценности его центральной нервной системы и двигательного аппарата или отмеченная задержка психомоторного развития, что бывает значительно чаще, обусловлена отрицательными воздействиями окружающей среды, в частности недостаточностью педагогического воздействия на ребенка.

Новорожденный ребенок физически беспомощен. Мышцы его ригидны, движения атетозопообны, носят массовый характер.

Зевание, сосательный и глотательный рефлексы хорошо выражены. Из других рефлексов с первых дней обнаруживаются: хоботковый - выпячивание губ при поколачивании щеки около угла рта; положительный рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца и подошвенное остальных пальцев стопы при раздражении кожи внутренней поверхности стопы; рефлекс охватывания Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам, при ударе по столику, на котором лежит ребенок, и т. п.; тонический рефлекс рук, или рефлекс Робинсона, - схватывание и прочное держание предмета при прикосновении им к внутренней поверхности ладони. Всегда можно отметить положительный симптом Кернига - невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе в то время, когда она согнута в тазобедренном, и положительный феномен ползания (Bauer) - при положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Лицевой феномен Хвостека наблюдается почти у 30% новорожденных, но он не указывает на наличие у ребенка спазмофилии; глабелярный рефлекс - сокращение m. orbicularis oculi при постукивании перкуссионным молоточком в области glabellae. Глазной рефлекс Пейпер - резкий свет вызывает не только сужение зрачков и замыкание век, но и резкое откидывание головки назад. Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи спины между позвоночником и лопаткой. Рефлекс Переза (Perez)-ребенок в положении на животе; при проведении пальцем с легким надавливанием по остистым отросткам позвонков от копчика до шеи ребенок реагирует:
криком после короткого апноэ,
лордозом с приподниманием таза,
сгибанием нижних конечностей,
сгибанием верхних конечностей,
приподниманием головы,
генерализованной гипертонией в течение нескольких секунд,
мочеиспусканием,
ыпячиванием анального отверстия и дефекацией.

Этот рефлекс хорошо выражен у доношенных и слабее у недоношенных новорожденных. Пяточный рефлекс Ар ш а в с ко г о - умеренное надавливание на пяточную кость вызывает у физиологически зрелого ребенка гримасу плача, у физиологически незрелых новорожденных он отсутствует или выражен слабо.

Указанные рефлексы в дальнейшем исчезают. Из рефлексов, сохраняющихся в последующей жизни, у новорожденного можно получить: коленный, с ахиллова сухожилия, кашлевой, роговичный и др.

Осязание, обоняние, вкус более или менее выражены. Зрачковый и роговичный рефлексы положительны, мигательный отсутствует. Движения глаз не совсем координированы; часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм.

Уже в течение 1-й недели жизни у ребенка улучшается слух, по-видимому несколько пониженный вначале.

Появляются первые кратковременные напряжения мышц шеи; мимика лица говорит о наличии у новорожденных приятных и неприятных ощущений.

В возрасте 1 месяца нистагм исчезает, движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует глазами яркие предметы. Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение. Ребенок начинает производить какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.

Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд. При положении на животе он пытается поднимать голову. Потягивается. Упирается ножками, поддерживаемый под мышки. Симптом Кернига положительный, феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся. Сон около 20 ч в сутки.

В возрасте 2 месяцев отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения: ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосание при показывании яркого предмета.

Ребенок хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1 -1'/2 мин голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит, но подгибает ножки. Исчезают симптомы ползания и тонический рефлекс рук; симптом Кернига часто остается положительным.

Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: ребенок улыбается в ответ на улыбку и обращение взрослого и т. д.; гулит более определенно. Он начинает удерживать предметы всей рукой, и, таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.

В возрасте 3 месяцев ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время - 5-6 мин. Ребенок четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего. Наблюдавшееся раньше «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс). Лежа на животе, ребенок приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечье, сидит при поддержке за таз, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову. Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку,тянется к игрушкам и т. д. У некоторых детей исчезает уже и симптом Кернига.

Ребенок иногда узнает мать, смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать. Гуление становится более разнообразным. Музыкальные звуки вызывают у ребенка положительные эмоции.

В возрасте 4 месяцев при положении на животе ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует на незнакомое лицо.

Исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Движения становятся более дифференцированными и свободными: приподнимаясь на руках, ребенок опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает «мост», хватает, гладит и удерживает предметы. Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. Неудовольствие выражается хныканьем.

В возрасте 5 месяцев ребенок отлично знает мать, неодинаково реагирует на различные лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тащит их в рот.

Ребенок хорошо сидит, держась за что-либо руками, но позвоночник легко подвижен и при сидении - резкий кифоз. Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек, делает попытки скинуть накинутую на лицо пеленку. В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 сек.

В возрасте 6 месяцев ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ноги при подтягивании за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать. Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица. Эмоциональные проявления более разнообразны. Первые попытки произносить слоги - «ба», «ма» и т. д.

В возрасте 7 месяцев ребенок тянется к своему изображению в зеркале, сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении, поднимается на четвереньки, ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляясь руками за сетку кровати, поддерживаемый под мышки хорошо переступает.

Движения становятся более целеустремленными. Так, например, ребенок, перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т. д. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым и т. д. Появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т. д.

В возрасте 8 месяцев ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный ему предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов и т. д. Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер. Стоит, придерживаемый за одну руку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить. Пытается хлопать в ладоши.

В возрасте 9 месяцев ребенок ищет спрятанный под пеленку или упавший на пол предмет; делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом. Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени. Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика, следит за падением бросаемых предметов, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т. д.

В возрасте 10 месяцев ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит за стулом и делает попытки ходить при поддержке лишь за одну руку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами, не отдает отбираемую у него игрушку и т. д. Ребенок называет отдельными, но всегда одними и теми же упрощенными словами или слогами различные предметы: например, корову - «му», собаку - «ав» и т. д., произносит наиболее простые слова -«мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрещение.

В конце 1-го года жизни (11 - 12 месяцев) ребенок накладывает один предмет на другой, пытается снять чулок, приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета без приседания, хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку (11 месяцев), Делает первые шаги без поддержки (12 месяцев).

Ребенок знает названия многих предметов, указывает части тела, выполняет большое количество требований, произносит отдельные слова и т. д. Спит около 14-16 я в сутки.

На 2-м году жизни ребенок начинает ходить более уверенно, запас слов постепенно обогащается. Ребенок рисует сперва штрихами, а потом и закругленными линиями, охотно рассматривает картинки, тушит свечу, закрывает дверь, интересуется обществом сверстников, начинает играть мячом, приучается к опрятности, легко подчиняется требованиям взрослых.

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок узнает на картинках предметы, называет основные цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простейшие стишки и мелодии. Запас слов достигает 250-300. Выявляются проявления жалости, самолюбия, смущения и т. д.

К этому времени ребенок должен спать 12-14 ч в сутки.

В возрасте от 3 до 4 лет психическое развитие детей значительно совершенствуется, ребенок

начинает довольно широко пользоваться многосложными фразами, отличается любознательностью, легко запоминает стишки.

Эмоциональные восприятия заметно дифференцируются, определенно проявляется чувство страха, намечается некоторое представление о красоте. Ребенок пытается рисовать человека, животных и т. д.

В дошкольном возрасте (с 4 до 7 лет) психическое развитие ребенка значительно дифференцируется и совершенствуется. Более определенно выявляются некоторые черты его характера, все сильнее сказывается потребность жизни в детском коллективе; ребенка больше интересуют игры, совместные с другими детьми. К концу этого периода дети начинают читать, а многие даже и писать.

С 7-8-летнего возраста начинается школьный период жизни детей с постепенным дальнейшим развитием их психики и формированием индивидуального облика ребенка.

Возрастные этапы нервно-психического развития ребенка намечены нами очень приблизительно; это лишь ориентировочная схема, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения.

Нервно-психическое развитие ребенка, особенно в раннем возрасте, в значительной мере зависит от условий режима жизни, воспитания и ухода. Путем тренировки, что, к сожалению, часто делается в условиях семейного воспитания, ребенка можно приучить, например, и раньше сидеть, и раньше стоять. Такие ранние «успехи» ребенка не только ему не полезны, но даже вредны. Дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Дети, приученные находиться на руках взрослых и лишенные возможности самостоятельно двигаться в манеже или кроватке, позже начинают ходить и часто долго боятся делать первые самостоятельные шаги и т. д. Поэтому при оценке нервно-психического развития ребенка надо всегда подробно собирать анамнез об условиях воспитания и ухода за ребенком. Надо помнить, что только длительное и систематическое наблюдение за ребенком с непременным учетом особенностей окружающей его среды, условий жизни, воспитания и т. д. дает право для суждения о его психической и моторной полноценности. Подходить к оценке детей только на основании однократного случайного обследования по тем или другим схемам и тестам - грубая ошибка.

Для понимания и обоснования возрастных особенностей нервно-психического развития детей необходимо знание анатомо-гистологических и физиологических особенностей нервной, костной и мышечной систем у детей в различные периоды жизни.

1 комментарий:

  1. Уважаемая Ирина Александровна,ответьте мне,а что делать,если ребёнок со сверстниками замкнутый? Если с ним начинают заводить разговор его сверстники,то он как-то агрессивно реагирует...Как открыть его? Заранее спасибо...

    ОтветитьУдалить