11 октября 2011 г.

Дети и их страхи

Что такое детство?! Ну мы то взрослые знаем что это, и запросто с;можем ответить на этот вопрос…..Детство – это пора радости, сплошного веселья, беззаботное существование, тихое, безоблачное, ни каких проблем ни горя, ни разочарования……Так думаете ВЫ. А что на это скажет Ваш ребенок?!

«Все это неправда!» — скажет вам Ваш малыш! Эти формулировки придумали Вы взрослые, которые не помнят своего детства. И которым с высоты своего «Полета» уже сложно понять детей, хотя это необходимо сделать, для того чтобы Ваш малыш чувствовал себя действительно счастливым. На самом же деле в детской жизни полно забот и огорчений, проблем и разочарований. И особенно отравляют существование многочисленные и разнообразные страхи.
Кто живет в дальнем углу кладовки? Кто ворочается ночью под кроватью? Кто притаился в темноте? Мир населен зловещими и угрожающими существами, всегда готовыми схватить, унести, посадить в мешок. Например, Бабай, «Злой Милиционер», Баба Яга… А самое плохое— об этом никому не расскажешь: взрослые будут снисходительно улыбаться или стыдить: «Перестань говорить ерунду! Ты слишком большой, чтобы верить в страшные сказки!»; ровесники засмеют и будут жестоко дразнить. Так и остается ребенок один на один со своими страхами, которые нередко отравляют ему жизнь, делают тревожным и капризным, плаксивым и возбудимым. Причем чем лучше развито у ребенка воображение, чем богаче его внутренний мир, тем более «одушевленные» и непростые страхи населяют его жизненное пространство.
Большинство страхов мимолетны: испаряются так же быстро, как и возникают, не оказывая на жизнь ребенка сколько-нибудь серьезного влияния. С другими человечек может справиться сам той же силой воображения, что и породила страх. Но самые сильные страхи станов 103;т 089;я настоящей проблемой: возникают в самый неподходящий момент, вызывают у малыша постоянное чувство опасности, незащищенности, тревожности. В школьные годы у неуверенного, не преодолевшего «детские» страхи ребенка появляются новые трудности, связанные с его деятельностью. Боязнь новых людей, страх перед учителем или директором, невозможность отвечать у доски — это лишь немногие симптомы так называемой «школьной тревожности», которая у детей может перерасти в настоящий невроз.
Парадоксально, но факт: даже если ребенок привык делиться с родителями своими горестями и радостями, о страхах он рассказывает исключительно редко и только тогда, когда без этого никак не обойтись, например, чтобы объяснить, почему никак не хочет вечером гасить лампу, или входить в темную комнату, или ложиться спать в свою кровать, или выходить из дома…
Если же ребенок все-таки поделился с мамой или папой своими проблемами, то зачастую родители и не знают, как реагировать на эту откровенность. Уж они-то абсолютно уверены, что швабра — это только швабра, а не помело злой колдуньи, и чудовище из мультика не может выскочить из телевизора и унести их сокровище в свою берлогу. Занятого, усталого взрослого раздражают «глупые фантазии» и «пустая болтовня». Поэтому часто ребенок слышит в ответ: «Это чушь!», «Не бывает!», «В такие сказки верят только малыши!». Нередко к разговору о по-настоящему важных вещах и серьезных проблемах родители бывают абсолютно не готовы. Ну как и что сказать ребенку, который признается вам, что боится смерти и спрашивает дрожащим голосом: «Мама, а ты не умрешь? А я не умру?». Если папа или мама не продумали заранее, как и какими словами говорить с ребенком о жизни и смерти, они стараются уйти от ответа, перевести разговор на другие, более безопасные темы, чем еще сильнее укрепляют ребенка в мысли, что предмет его страха настолько ужасен, что даже взрослые — всемогущие взрослые! — избегают о нем говорить. После одной или нескольких безуспешных попыток по-настоящему обсудить то, что всерьез беспокоит и волнует, ребенок замкнется, а страх смерти будет п
88;о 103;вляться боязнью темноты, свежих впечатлений, новых людей.
Как же реагировать родителям, если они слышат от своего ребенка: «Я боюсь»? Если вы не хотите утратить доверие ребенка и навсегда лишиться возможности помочь ему, постарайтесь:
1. Не стыдить и не высмеивать ребенка и его страхи. Страх — естественный этап развития, сродни вере первобытных людей в одушевленность окружающего мира.
2. Не менять тему разговора, даже если ребенок затронул такие вещи, которые вы не готовы обсуждать. Можно лишь отложить ненадолго разговор максимум на несколько часов, — причем вернуться к «неудобной» теме должны именно вы.
3. Не ругать ребенка за проявление его страхов. Возможно, вас раздражает, что он отличается от сверстников слишком бурной, на ваш взгляд, фантазией, или «детсткостью» реакций. Однако своим недовольством вы только усугубите проблему.
4. Не устраивать «тренировки воли». Если ребенок боится темноты — оставьте неяркий ночник или дайте фонарик, оставьте свет на ночь в туалете. Слезы и скандал, сопровождающие выключение света на ночь только усилят боязнь малыша. А ведь если страх не «подкармливать», непременно наступит день, когда ребенок сам будет готов погасить ночник, потому что в «его» темноте не останется ничего пугающего и тревожного.
5. Обратить внимание, что именно читает и какие телепрограммы смотрит ваш малыш. Постарайтесь сделать так, чтобы самые задевающие его эмоционально мультфильмы и книги он мог разделить с вами. Основной ваш союзник в преодолении детских страхов — это воображение. Ваше и, конечно, вашего сына или дочери.
Для 3—4-годовалого малыша сюжет ролевой коррекционной игры практически целиком строите вы, в 5—6 лет достаточно только наметить основные ходы — ребенок подхватит вашу мысль. Позже, научившись владеть игрой как самым действенным способом преодоления страхов, ваш мальчик или девочка начнут сами применять его, не дожидаясь родительской подсказки.
Предлагая ребенку игру, вы всегда должны знать, что именно мучает и тревожит маленького человека, но не всегда речь будет идти о конкретной проблеме. Ваша задача — дать ему универсальный инструмент, а не набо
88; шабл
86;нов. Поэтому, помимо сюжетно-ролевых игр, сосредоточенных на коррекции конкретных трудностей, не забывайте об играх, направленных на повышение самооценки ребенка и на развитие его воображения.
Самый могучий волшебник
Для этой игры понадобится «волшебный» антураж — «колдовской» плащ или же не менее волшебная шляпа.
Помните, с каким восторгом ваш малыш играл в прятки в раннем детстве? Ему достаточно было закрыть глаза руками — и вот он уже кричит: «Ку-ку! Мама! Ищи меня!». Сейчас роль такого «волшебного экрана» будет выполнять плащ или шляпа.
Заклинание
Почитайте с ребенком сказки. Обратите его внимание на то, что во многих историях герой произносит специальные слова, позволяющие легко пройти опасный участок, справиться с враждебным существом или победить противника. Предложите ему: «Давай и мы с тобой придумаем волшебное заклинание, которое поможет тебе победить твой страх».
Лучше, если «заклинание» будет в стихах — ритм поможет малышу успокоиться в минуты волнения — и коротким — максимум одно четверостишие.
Порой ребенок боится какое-то придуманное, неоформленное «нечто», его страх — «то, чего на белом свете вообче не может быть». На эффекте неведомого, необъяснимого, неназываемого построены самые сильные фильмы ужасов. Поэтому наша задача — придать страху понятную и конкретную форму и уже дальше играть, видя «лицо» предполагаемого оппонента. Не будем заранее называть его врагом, правда?
Имя для чудища
Попросите ребенка нарисовать его страх. Если ребенок отказывается, не настаивайте, но напомните, что у него есть волшебный плащ, которым всегда можно нарисованное существо «заэкранировать», да и вы рядом.
Предложите нарисованному чудищу дать имя. Как правило, существо получает имя «страшное»:— Чтрфгрпкщ, Пожиратель и т.п.
Поговорите с ребенком:
— Тебе нравится это имя?
— А ты бы хотел, чтоб тебя так звали?
— Как ты думаешь, какой бы у тебя был характер, если бы все-все-все с самого детства называли тебя таким именем?
— Как же мы можем помочь бедному существу?
Чаше всего ребенок сам предлагает придумать новое, хорошее и красивое имя. Таким образом он становится хозяином ситуации, взрослым по отношению к своему страху. Снисходительным и веl3;икодушным.
По 101;тому мы для закрепления эффекта продолжаем играть и рисовать.
Улыбка
Раз у существа имя теперь доброе, может быть, и оно само немного подобрело? А на рисунке вид у него самый свирепый и беспощадный. Может быть, оно нуждается в помощи? Давай оденем его в нарядную одежду, подарим ему игрушки. Смотри, кажется, оно хочет улыбнуться? Помоги ему это сделать — и давай улыбнемся в ответ!
У зеркала два лица
Бывает так, что ребенок отказывается рисовать. Поэтому предложите ребенку поговорить со своим страхом. Узнать, чего же он хочет, ведь не просто так он пугает именно этого мальчика или именно эту девочку. Побуждайте ребенка говорить по очереди — за себя и за чудище. В процессе этой игры можно не только «одушевить» страх, но и научить малыша «договариваться» со своим страхом, смотреть на проблему со стороны, с разных, даже противоположных, позиций.
Да, в детстве хочется многое изведать, открыть, испытать себя, помериться силой, проверить свои возможности. И как важно, чтобы в своих открытиях, испытаниях и в преодолении своих страхов ребенок не только опирался на свои силы, но и постоянно ощущал свою защищенность со стороны любящих родителей, готовых всегда прийти на помощь, подстраховать.
При этом надо помнить, что страхи взрослых зачастую передаются детям. Если родители не уверены в себе, в своих силах, постоянно «трясутся» над всем и вся, судорожно боятся «как бы чего не вышло» — вряд ли это будет способствовать преодолению детских страхов и способствовать становлению личности ребенка. И здесь уместно напомнить, что защищенный ребенок — это в том числе и застрахованный ребенок.
Чем больше ребенок уверен в собственных силах и в поддержке родителей, тем меньше у него страхов. Именно тогда, став старше, он будет вспоминать свое детство как счастливое и безоблачное

2 комментария:

  1. =))) хм..думал дети только "бабаек" боятся...

    ОтветитьУдалить
  2. У детей явный страх чего-либо вызывает разрушение его,и без того хрупкие,клеточки головного мозга.У взрослых же клетки при страхах не разрушаются,разрушается лишь малая доля подсознания.

    ОтветитьУдалить